старец Амвросий Оптинский (amvrosii) wrote,
старец Амвросий Оптинский
amvrosii

Письмо 97.

Мы имели указание от покойного отца нашего (Макария) на слова Петра Дамаскина, что спасение человека совершается между страхом и надеждой, чтобы не отчаиваться и бесполезно не надеяться (3 ч[асть] Добротолюбия о семи деланиях).

Обе эти крайности душевредны и опасны. Господь через притчу о мытаре и фарисее ясно показал, как и повинные, и слабые грешники могут получать через смиренное покаяние не только спасение, но и оправдание, и как человек, по-видимому безгрешный и с различными видимыми добродетелями, может быть отвержен Богом за горделивый образ мыслей.

...Если апостол Иаков говорит о делах, что вера без дел мертва есть, но говорит об этом не просто, а указывает на жестокосердие и немилосердие того, кто имеет возможность благотворить ближнему и не благотворит ему в нужде, говоря так: “аще брат или сестра наги будут и лишены дневные пищи, но речет им могущий благотворить: идите с миром, то какая польза?”

А апостол Павел еще яснее говорит, что не должно много надеяться на видимое благотворение, а более заботиться о стяжании милосердия... и любви к ближнему: “аще раздам вся имения и предам тело мое во еже сожещие, любве же не имам ни кая ми есть польза”.

Варсонофий Великий говорит, что если кто-либо, имея на собственную потребу, скажет просящему: “не имею”, не солжет, потому что не имеет действительно к раздаянию. Также и в Ветхозаветном Писании сказано: “благотвори требующему елико рука твоя может”.

Вообще под христианскими делами разумеется исполнение животворных заповедей Божиих, которыми исправляется сердце человека, а не просто нагие видимые дела.

При оскудении же делания заповедей приемлется смирение, растворенное покаянием, и наоборот, как показано у Исаака Сирина (с[лово] 34).
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments