?

Log in

No account? Create an account
Старец Амвросий Оптинский [entries|friends|calendar]
старец Амвросий Оптинский

[ userinfo | livejournal userinfo ]
[ calendar | livejournal calendar ]

Письмо 42. О причастии [30 May 2013|12:13pm]
<...> Пишете, что в прошедший Успенский пост, по совету моему, говели и приобщились Святых Тайн и что исполнение этого христианского долга оживило и подкрепило вас. Слава Богу! И в наступивший Рождественский пост опять советую, подготовившись, приступить к... Божественному и спасительному Таинству. По заповеди церковной православные христиане должны приобщаться Святых Тайн во все четыре поста, а однажды в год приобщаются только очень-очень озабоченные житейскими делами и недосугом великим. Вам же советовал бы я приобщаться, кроме постов, и в большие промежутки, как, например, между Успенским и Рождественским постом.
post comment

Письмо 96. Покаяние [30 May 2013|07:13am]
Если бы Господь, по милосердию Своему, не даровал нам таинства покаяния, врачующего многие немощи наши, то куда бы деваться нам, неисправным, присно готовым нарушать обеты святого крещения?!

Главная сила покаяния состоит в смирении, которое, как и всякая добродетель, имеет свои степени.

Блажен, кто обретается хоть на какой-нибудь из степеней треблаженного смирения, которое во всяком неприятном и скорбном случае более себя винит, что оно не умело поступить, как бы следовало, а потому и пребывает всегда более спокойно.

Мнимая же правость наполняет душу смущением, весьма вредным на пути благочестия.
post comment

Письмо 41. Рассудительность в телесном посте [29 May 2013|12:13pm]
Наступающий пост старайтесь проводить рассудительно, соображаясь с телесными силами. По нездоровью и в 69-м апостольском правиле разрешается елей в среду и пяток, и даже некоторым на Страстной седмице, с покаянием и самоукорением, памятуя мудрое изречение святых отцов, что мы не телоубийцы, а страстоубийцы.

Преподобный Исаак Сирии пишет об одном старце, который вкушал пищу через два дня. Если же приходилось ему побеседовать с приходящими час или два, тогда он уже не мог вкушать пищу обычно, а принуждаем был сокращать срок времени и вкушал более обычной порции.

Вам должно помнить, что вы хозяйка дома, окруженная детьми, к тому же и нездоровье привязывается к вам. Все это показывает, что вам нужно более заботиться о душевных добродетелях; касательно же употребления пищи и других телесных подвигов у вас должно стоять впереди всего благое рассуждение со смирением.

Ежели в душевных недостатках приемлется покаяние, смирением растворенное, то в телесных немощах покаяние и самоукорение еще более имеют место. Преподобный Лествичник приводит слова “ни постихся, ни бдех, ни на земли возлегах, но смирихся и спасе мя Господь”. Начните, помолившись Богу, вкушать пищу в пост с елеем. Если же нужда потребует, по нездоровью вашему, большего, то в виде лекарства можете употреблять и большее. Представьте со смирением немощь вашу Господеви, и силен Он устроить все во благое.

Во время приготовления (к Святым Тайнам) нужно несколько дней употреблять без елея, но только советую вам придумывать пищу попитательнее, сухих плодов и подобного по желудку вашему, чтобы вы были способны к службам (если это возможно) и присматривать за детьми и в доме.
post comment

Письмо 95. Чем себя умерять? [29 May 2013|07:13am]
Вы спрашиваете, чем себя умерять в своих действиях?

Смирением, самоукорением, покаянием и страхом Божиим, памятуя всегда слово псаломское, что бы уклоняться прежде всего от зла, а потом уже стараться творить благо. <...>
post comment

Письмо 40. Пост в жизни болящего [28 May 2013|12:13pm]
Ежели совесть ваша не соглашается, чтобы употреблять вам в пост скоромное, хотя и по болезни, не должно презирать или насиловать совесть свою.

Скоромная пища не может исцелить вас от болезни; и потому после вы будете смущаться, что поступили вопреки благих внушений совести вашей. Лучше из постной пищи выбирайте для себя питательную и удобоваримую вашим желудком.

Бывает, что некоторые больные употребляют в пост скоромную пищу как лекарство и после приносят в этом покаяние, что по болезни нарушили правила святой Церкви о посте. Но всякому нужно смотреть и действовать по своей совести и сознанию и сообразно с настроением своего духа, чтобы смущением и двоедушием себя еще больше не расстроить.

Вот я вам высказал свое мнение, как разумею; а вы избирайте для себя полезнейшее.
post comment

Письмо 94. Самоукорение [28 May 2013|07:13am]
Ради самоукорения не должно приискивать случаев, в которых невиновны, тем более, когда это не успокаивает нас, а лишь в большее приводит смущение.

Причина явная и готовая к самоукорению — грехи наши и гордость, если тотчас не открываются другие причины; притом надобно помышлять, что в каждом деле и поступке недостаточно одной благонамеренности, а потребны благоразумное искусство и основательное обсуждение дела. Вот тут-то много поводов и найдется к самоукорению и смирению, а не к смущению, которым обнаруживается тайная гордость.

Смирение всегда сознает себя скудным искусства и уменья поступать как должно; впрочем, всегда успокаивает себя сознанием своей худости и благонамеренностью, которой прежде всего ищет Бог от человека. Смирение заботится о возможном совершении и достижении своих целей, особенно в делах внешних, и чуждо неуместной настойчивости...

Объяснять кому следует свое душевное устроение весьма полезно и доставляет внутреннее облегчение; но нужно войти во вкус этого собственным опытом, при доверии и оставлении собственных разумений.

Не должно думать, чтобы мы могли сделать кого-либо несчастным или благополучным. Это принадлежит только Богу и собственной воле человека, если благоразумен пребывает перед Сотворившим его.
post comment

Письмо 39. Терпи немощи с благодарением [27 May 2013|12:13pm]
Бог не требует от больного подвигов телесных, только терпения со смирением и благодарения.

* * *

Никто не должен оправдывать свою раздражительность какою-нибудь болезнью — это происходит от гордости. “А гнев мужа, по слову святого апостола Иакова, правды Божия не соделовает”.

* * *

Пришел как-то к о. игумену Антонию один больной ногами и говорит: “Батюшка, у меня ноги болят — не могу класть поклоны, и это меня смущает”. О. Антоний ответил ему: “Да уж в Писании сказано: "сыне, даждь ми сердце", а не ноги”.
post comment

Письмо 93. О взаимном мире [27 May 2013|07:13am]
В настоящее время еще более потребны вера и упование и прошение милости и покрова Божия. Силен Господь покрыть и защитить понуждающихся жить по заповедям Его святым, если о взаимном мире... радеем.

И плод правды сеется в мире, и отрада в жизни обретается взаимным миром, и всякий благой успех достигается миром по Бозе, а не человекоугодием по духу мира; разумное же снисхождение и искусство христианское потребны в делах общих и частных.
post comment

Письмо 38. К душевной пользе [26 May 2013|12:13pm]
А что здоровье твое стало трухляво: нечего делать, надо потерпеть; посылается это к смирению нашему и вообще к пользе нашей душевной.

Кто болезнь телесную принимает и переносит, как должно, о том сказано, что сколько внешний человек тлеет, столько внутренний обновляется А мы душевно обновляемся только в тот день, когда не покропочемся.

Апостол о себе говорит: егда немоществую, тогда силен есмь; а с нами бывает более так: немощствует тело, немоществует и душа.

Но и в немощи нашей помянет нас Господь, если понудимся, как сможем, смиряться.
post comment

Письмо 92. Начинающим новую жизнь [26 May 2013|07:13am]
Желающим не вотще, а с пользой душевной совершать правильце новоначальных, нужно и должно прежде всего знать и содержать всегда в памяти следующее.

Господь говорит в Евангелии: “Не всяк глаголяй Ми Господи, Господи, внидет в Царствие Небесное, но творяй волю Отца Моего”. Воля же Божия есть исполнение заповедей Божиих; заповеди же Божии суть: не гневаться всуе на ближнего, не судить и не осуждать.

А иначе жизнь наша, какая бы она благочестивая ни была, будет лишь одно лицемерие и фарисейство, по свидетельству Самого Господа, глаголющего: “Лицемере! изми первее бревно из очесе твоего”, то есть прежде позаботься о своих грехах, и о своих страстях, и о своих недостатках душевных, и постарайся прежде уврачевать свои немощи душевные; и тогда из собственного опыта научишься, какое нужно иметь сострадание в отношении душевных недостатков ближнего твоего, наругаемого от общих врагов душевных, которые так много поругались и над тобой и доселе еще ухищряются нагло тебя обольщать и обманывать.

Еще заповеди: любить врагов и молиться за творящих нам напасть; особенно же молиться нужно в то время, когда против кого-либо стужают (досаждают) нам помыслы гнева или памятозлобия, как научает нас святой Авва Дорофей: “Господи! Помози рабу Твоему или рабе Твоей (имя) и за молитвы его или ея мне окаянному”.

Опыт покажет, как сильна краткая эта молитва, если человек не оправдывается. Молиться же за тех, кого мы подозреваем в дурной жизни, — для новоначальных есть явное обольщение.

Также заповедь: аще кто ударит тя в десную твою ланиту, то есть если кто оскорбит тебя или будет порицать за то, в чем ты совершенно не виноват, или в таком случае, где ты старался сделать какое-либо доброе дело ради Бога, — тогда обрати ему и другую ланиту: то есть укори себя, говоря, что достойно тебе попущено это за то, что ты многократно оскорблял и прогневлял грехами твоими Всеблагого и Премилосердого Бога; и потому прими благодарно, хотя терпкое, но действительное врачевство душевное, посланное Промыслом Божиим к очищению твоих грехов и страстей, и особенно к исцелению души твоей от тонкого и многообразного тщеславия, которое делает тщетным всякое доброе дело.

Кроме того, хотящим жить благочестиво нужно воздержание не только в пище и питии, но и воздержание очей, и слуха, и языка, и от неуместного знакомства и обращения...
post comment

Письмо 37. Болящему другу [25 May 2013|12:13pm]
Ты жалуешься на свои болезни, ты скорбишь, дорогой мой, и у меня, грешного, ищешь утешения и подкрепления своей страждущей душе... Друг мой! Что я, многонемощный, могу сказать тебе в утешение лучше того, чем утешал себя в немощах первоверховный апостол Христов Павел: “когда я немощен, тогда силен” (2Kop.12.10). Сам Господь сказал ему, когда он жаловался на свои немощи: “довольно для тебя благодати Моей, ибо сила Моя совершается в немощи” (2Кор.12,9). Почему и хвалился он своими немощами и только немощами: “собою же не похвалюсь, говорит, разве только немощами моими” (2Кор.12,5). Взирай на пример великого апостола, и Господь укрепит тебя Своей всесильной благодатью! А я вместо своего слова грешного предлагаю тебе благодатное слово святоотеческое.

Это целая переписка одного святого подвижника, преподобного Варсонофия Великого с болящим старцем — иноком Андреем. Этот старец просил Авву помолиться о немощах его, и вот преподобный Варсонофий пишет ему: “Предоставь Богу заботиться о тебе, возложи на Него все свои попечения, и Он устроит все, что до тебя касается, как Ему угодно. Он лучше нас знает, что нам полезно по душе и по телу, и сколько попустит тебе поскорбеть в теле, столько подаст и облегчения в согрешениях твоих. Бог ничего от тебя не требует, кроме благодарения, терпения и молитвы о прощении грехов. Мы имеем Владыку сострадательного, милостивого, человеколюбивого и простирающего руку грешнику до последнего его издыхания. Прилепись Ему, и Он устроит все лучше, нежели мы просим или думаем”.
post comment

Письмо 91. Обращение к наставнику [25 May 2013|07:13am]
Неправильно вам советовали, чтобы наставнику писать под влиянием чувства действующего; иное дело с другими людьми, а наставнику должно описывать действия обсужденные, особенно ошибки свои, или действия гнева, или вообще движения ветхого человека и оскорбления самолюбия.

Знайте, что характеры имеют значение только на суде человеческом, и потому или похваляются, или порицаются; но на суде Божием характеры, как природные свойства, ни одобряются, ни порицаются.

Господь взирает на благое намерение и понуждение к добру и ценит сопротивление страстям, хотя бы человек иногда от немощи и побеждался чем... Прочтите в “Лествице” с[лово] 26 отд[ел] 28 и в книге Аввы Дорофея поуч[ение] 10.

Когда вы пишете мне о каких-либо немощах своих душевных, то после кажется вам, что это производит во мне отвращение! Напротив, я всегда ублажаю тех людей, которые искренне исповедуют свои ошибки и явно открывают свои немощи и недостатки.

Сильно не упрекайте себя и за холодность, особенно этим не смущайтесь, во-первых, вы человек и, естественно, подлежите изменению в устроении душевном, во-вторых, попущается это и промыслительно, чтобы вы не осуждали других за холодность и равнодушие в подобных случаях.
post comment

Письмо 36. Положись на волю Божию [24 May 2013|12:13pm]
В последнем письме... сказала, что боишься болезни рака в груди. И всякая болезнь тяжела, тем более болезнь рака; но делать нечего, покориться этому следует. Бог лучше нас знает, кому какая пригодна болезнь для очищения страстей и согрешений. Не напрасно святой Ефрем пишет: “боли болезнь болезненне, да мимотечеши суетных болезней болезни”.

Сама знаешь, что болезнь эта большей частью происходит от тревожного состояния души, но по немощи и давней привычке не можешь удержаться от таких мыслей. Сама явно видишь, что враг под благовидными предлогами искушает тебя такими помышлениями; но под теми же предлогами не можешь не увлекаться этими мыслями, и по характеру твоему, и по особенному взгляду на вещи.

Заметив и познав это искушение вражие, чаще молись Господу Богу, чтобы устроил о тебе полезное и спасительное по воле Своей святой и простил бы тебе невольные ошибки, если действительно это ошибки. Ты не выше Ефрема Сирина, который зазрел Василия Великого, что он был пышно одет, идя на служение в церковь, но скоро был обличен и вразумлен. Молись и ты с верой и смирением Господу Богу, чтобы Он... тебя вразумил и успокоил <...>

Иное дело о подвижнической жизни думать и рассуждать, и иное — самой жизнью это испытывать. <...>

По немощи нашей телесной и душевной полезнее нам смиряться и покоряться тому, как дело идет по обстоятельствам, нас окружающим.
post comment

Письмо 90. Выполняй обещанное [24 May 2013|07:13am]
Ты, по какому-то обстоятельству, дала обещание ежедневно читать акафист великомученице Варваре; а теперь при чтении других акафистов не имеешь времени для этого. По крайней мере, читай ежедневно хоть по три икоса и кондака <...>

Ежели этого не можешь исполнить исправно, тогда на каждой исповеди объявляй духовнику о своем обещании и неисправности <...>
post comment

Письмо 35. Вылечат духовные средства [23 May 2013|12:13pm]
N полечить медицинскими средствами можно. Только это едва ли поможет. Потому что здесь духовные причины. Первая, что он принял неправую сторону матери, а потому неправильно смущался. И думаю, что он за это подвергся наказанию. А может быть, есть еще одна или две причины духовные...

И потому для него всего лучше чистосердечная исповедь и вразумление духовное. Скорбные искушения во всяком случае полезны...
post comment

Письмо 89. Чаще читай псалмы [23 May 2013|07:13am]
Заучивай псалмы эти и читай их почаще: 1) “Живый в помощи Вышняго”; 2) “Терпя потерпех Господа и внят ми и услыша молитву мою”; 3) “Боже, в помощь мою вонми”.

Читай их, научайся предаваться Промыслу Божию и обучайся терпению встречающегося.
post comment

Письмо 34. Несмотря на немощь [22 May 2013|12:13pm]
Письмо твое получил, в котором объясняешь, что все хвораешь и скорбишь о нездоровье своем... Во всем этом должно предаваться всеблагой воле Божией и всеблагому Промыслу Божию о нас. А сами мы ничего не можем сделать своей заботой, а только напрасно беспокоим себя и отягощаем душу свою. Касательно нездоровья скажу, как и сам я постоянно нездоров и... всегда в каком-то расслаблении с ревматическими болями во всем теле... Отраду нахожу в том, когда размышляю, что великий светильник православной Церкви святой Иоанн Златоуст находился всегда в болезненном положении. Несмотря на это, занимался делами Церкви и написал толкование на Евангелия и на все апостольские послания и, наконец, терпел великие гонения со всех сторон. Других больных исцелял, а сам умер в лихорадочном положении <...>
post comment

Письмо 88. Почему не все желания исполняются [22 May 2013|07:13am]
Благие желания не всегда исполняются. Знайте, что Господь исполняет не все благие желания наши, а только те, которые служат к душевной нашей пользе.

Если мы, при воспитании детей, разбираем, какое преподавание какому возрасту прилично; тем более, Господь сердцеведец весть, — что и в какое время бывает нам полезно. Есть духовный возраст, который считается не по летам, и не по бородам, и не по морщинам <...>
post comment

Письмо 33. Враг искушает христиан [21 May 2013|12:13pm]
Слышу, что хвороба к тебе опять пристала и спина болит и внутренность не в порядке. Я уже не раз тебе писал о содержании 94-й главы блаженного Диодоха, что древних христиан враг искушал разными мучениями, а христиан настоящего времени враг искушает разными помыслами и разными недугами телесными. И блаженный Диодох советует нам в это время помнить псаломское слово: “терпя потерпех Господа и внят ми”; и апостольское слово: “его же любит Господь наказует, биет же всякаго сына его же приемлет”. Есть и поговорка, которою обыкновенно утешают себя скорбящие в затруднительном положении: “Терпел Моисей, терпел Елисей, терпел Илия, потерплю и я”. <...> И блаженный Екдик пишет: “дом души — терпение; пища души — смирение”.

Когда пищи в доме не достает, тогда душа выходит вон, то есть из терпения. На словах об этом рассуждать легко, а на деле исполнять не всегда легко, и не для всех. <...>
post comment

Письмо 87. Каждый сам отвечает за свои грехи [21 May 2013|07:13am]
Все оставим на суд Божий и предадим забвению, заботясь только о своем спасении; так поступая, можем обрести и мир душевный, оставляя свои претензии на других. Если они не так действуют, то они за свои действия будут отвечать. Мы же позаботимся о себе...

* * *

Господь да простит тебе прошедшее и да утвердит в будущем — более смотреть свои немощи и свою неисправность и не заботиться о внешнем поведении других.

Каждый сам о себе отдаст ответ Богу. Больному как телом, так равно и душой, нерассудно ревновать о других.

* * *

<...> Нередко приходит на мысль апостольский упрек: “научаяй инаго, себе ли не учиши”. Также и слова Саровского старца Серафима: “других учить легко, как камни с колокольни бросать; и это учение самим делом исполнить тяжело, как камни эти на колокольню таскать”. <...>
post comment

navigation
[ viewing | 20 entries back ]
[ go | earlier/later ]